Идея техники Shadowing очень проста, однако абсолютное большинство студентов выполняет её неправильно: без достаточной подготовки, фонетического целеполагания, проработки скрипта и интонационной разметки, а, самое главное без обратной связи! Простое проговаривание за спикером без анализа того, что именно и как хорошо вы делаете, не даст совершенно никаких результатов.
Поэтому очень важно следовать алгоритму работы Shadowing, получать и анализировать обратную связь. Ниже несколько шагов, выполняя которые вы сможете эффективно задействовать технику теневого повтора в вашей регулярной языковой рутине.
Шаг 1: осознанный выбор подходящего сэмплаСамое неэффективное, что вы можете сделать, это взять первое, попавшееся вам под руку, видео или аудио и сразу перейти к тренингу!
Обязательно учитывайте следующие параметры:
- выбирайте "живые" диалоги либо монологи, особенно при тренинге интонации. В новостях или любых академических выступлениях речь спикеров заготовлена заранее. Более того, подобные условия не предусматривают широкого эмоционального диапазона, а значит, и выборка интонационных паттернов для тренинга будет весьма скудной.
- цели вашего тренинга: тренировка отдельных звуков, особая синтаксическая конструкция (например, общий или специальный вопрос, непрямой порядок слов), связность речи (например, падежная цепочка mit meinen Eltern), эмоция и прагматика (например, нейтральное высказывание, скепсис, сомнение).
- подходящая длина: отрезок 10-15 секунд – это уже длинная распространённая фраза. Лучше всего начинать с отдельных слов, далее - односложных и двусложных фраз и затем переходить к кратким простым предложениями и постепенно выходить на уровень сложных предложений с придаточными и инфинитивными конструкциями. Оптимальная длина аудио-сэмпла в самом начале тренинга 2-7 секунды!
- Еще один интересный момент, который стоит учитывать на стадии работы с более длинными сэмплами. .
Помните, что при тренинге интонации нас интересует качество, а не количество! Гораздо продуктивнее посвятить 5-10 минут тренингу 1 фразы и разобраться во всех деталях интонации такого интонационного паттерна, чем пробежаться "галопом" по 10 фразам без интенсивной проработки!
Шаг 2: подготовка сэмпла, скрипта и интонационная разметкаБольшинство аудио и видео, которые вы найдёте и выберите для своей работы будут дольше нужной вам длины аудио-сэмпла для тренинга. Поэтому в большинстве случаев вам нужно сначала технически подготовить рабочий аудио-файл, а именно:
- конвертация в подходящий формат
- транскрипция текста (не обязательно фонетическая). Мы настоятельно рекомендуем вам иметь готовый скрипт в печатном виде под рукой или как минимум использовать видео-сэмплы со вшитыми субтитрами. Транскрибированный текст не только облегчает ваш тренинг, но и задействует мультимодальность навыков - в мозге происходит соотношение написанного с услышанным (орфографии и фонетики).
- в случае работы над интонацией обязательно сделайте интонационную разметку: отметьте паузы, главные и вторичные ударения и мелодику речи.
Шаг 3: тренинг - внимательно прослушайте несколько раз аудио-сэмпл
- проверьте и исправьте свою разметку
- отметьте ваши ошибки, все важные и неочевидные элементы интонации
- повторите за спикером 5-10 раз до полного "попадания" в интонационный рисунок оригинала по вашим субъективным ощущениям.
- при повторе видео-сэмпла подключайте тело и жестикуляцию. Подключайте во время тренинга отдельных слов и мини-фраз еще и тело, имитируяю жесты и мимику спикеров. Таким образом вы сможете незаметно перенять жесты и мимику носителей и развить межкультурные коммуникативные нвыки.
- запишите свою итоговую версию на диктофон или в приложении PRAAT.
- сравните свой интонационный рисунок с носительским: различия в паузах, длительности, повышения и понижениях тона, высоте тона на отдельных звуках и громкости.
- повторяйте запись до полного совпадения интонационного рисунка.
- произнесите одновременно со спикером, стараясь быть его "тенью" и совпадая 100% во всех элементах интонации.
Ниже вы можете ознакомиться с примером отработки техники теневого повтора в английском языке. Преподавательница английского Анна, которая является носителем русского языка, применяет технику для оттачивания интонационных паттернов в различных типах предложения и отработки отдельных слов и словосочетаний. Обращаем ваше внимание, что в данном случае работа проведена на слух, без скрипта и интонационной разметки. Однако этот шаг является одним из важнейших для получения более эффективного и быстрого результата.
.